РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНИКАМ

1. Трудись только половину суток. Либо первые 12 часов, либо вторые – это не важно.
2. Труд – это золотой ключик, который откроет тебе двери перед всеми возможностями.
3. Отношение к делу куда важнее, чем способности.
4. Помни, что к успеху мы идем медленно, шаг за шагом.

5. Оказаться на верхушке дуба можно двумя путями. Один – сесть на желудь и ждать, пока вырастет дерево. Второй – взобраться по стволу. Так что выбирай сам.
6. Попытка – не пытка. Даже сломанные часы два раза в сутки показывают точное время.
7. Чтобы стать счастливым, важно не заниматься тем, что любишь, а любить то, чем занимаешься.
8. Забудь выражение «У меня, наверно, не получится». Вместо этого говори: «У меня обязательно получится».
9. Выбирая профессию, думай не о риске, а о возможностях.
10. Верь в свои силы.
11. Без риска ничего не добьешься.
12. Если ты рассуждаешь «Сколько мне заплатили, на столько и наработаю», не рассчитывай, что твой заработок когда-нибудь увеличится.
13. Что посеешь, то и пожнешь.
14. Хороший шанс подворачивается каждый день – надо только уметь его заметить, ухватить и воспользоваться с умом.
15. Куй железо, пока горячо. Через два дня «завтра» уже «вчера».
16. Продай наручные часы, купи будильник.
17. Человек, которому сопутствует успех, хорошо представляет поставленную перед собой цель. Он знает, как и с чего начать.
18. Не терзайся понапрасну. Прошлого не изменить, а если переживать за будущее, можно испортить настоящее.

  • Почти все в жизни можно изменить, процессу совершенствования нет пределов. Для этого только необходимо научиться контролировать свои эмоции с стремиться мыслить логически и рационально.
  • Расширяйте свой кругозор, иначе не сможете добиться большего. Только любознательность способна порождать идеи, ведущие к успеху. Человек с узким кругозором плохо знает, что представляет собой наш мир и чего в нем можно добиться.
  • Чаще спрашивайте себя: насколько приближает меня к выбранной цели то, чем я сейчас занимаюсь. Нельзя ли заняться делом более важным, нельзя ли действовать более эффективно? Пока вы тратите время на трудоемкие мелочи, может что-то измениться в главном и окажется, что вы расходовали время впустую.
  • Будьте настойчивы. С каждой новой попыткой добиться желаемого вы приобретаете самое главное – опыт. Без него достичь успехов невозможно.
  • Не теряйте голову от успехов. Чрезмерная радость расслабляет. Здоровое же недовольство собой, напротив, заставляет все время искать пути дальнейшего и успешного самосовершенствования. Лучше поблагодарите за свой успех судьбу, ведь в любой момент обстоятельства могли обернуться и против вас.
  •  Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

    • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

    • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

    • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

    • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

    • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

    • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

    • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

    • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

  • Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!!!

    • Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

    • Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом не узнаешь!

    • Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай — ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

    • Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

    • Если же твой друг думает сделать это — сообщи об этом кому-нибудь из взрослых.

    • Если это все-таки произошло с твоим другом, звони 03!

  • Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

    • Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

    • Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

    • Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

    • После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

    • Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по
    их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

    • Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

    • Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

    • Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

    • Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

    • Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

    • И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

  • Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

    • Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.

    • Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.

    • Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.

    • Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?

    • Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.

    • Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.

    • Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

    • И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

  • Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

    • Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

    • Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

    • Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

    • Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе «двойку», даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

    • Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

    • Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

    • Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

  • Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

    • Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

    • Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

    • Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

    • Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

    • Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

    • Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

    • Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

    • Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

    • Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

    • Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

    • Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

    • Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

    • Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

    • О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот «пустяк» может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

    • Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

    • Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на «двойку», поставленную «ни за что», не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

    • Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

  • Как планировать свою деятельность

    1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
    2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
    3. оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
    4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
    5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
    6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
    7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

ПАМЯТКА для школьника

1. Не трать время зря. Не вноси в список дел то, что ты и так выполнишь без всяких дополнительных напоминаний (умывание, завтрак и др.). Не вноси дела, которые вписаны в расписание на день.

2. Не перегружай свой список дел. Если то, что ты планируешь, можно сделать меньше чем за две минуты, сделай это сразу.

3. Уточняй. Обязательно конкретизируй в списке то, что можешь забыть. Например, не «сделать уроки», а «сделать упражнение по русскому языку, 2 задачи по математике» или «написать сочинение». Ты потратишь на них принципиально разное количество времени.

4. 15 минут. Разбей сложное, долгое дело на 15-минутные дела. Например, «Сделать уборку: разложить вещи по местам, протереть пыль и т. д.». А между ними делай небольшие перерывы.

5. Лучше меньше, да лучше. Лучше записать меньше дел и вечером с чистой совестью все вычеркнуть, чем оставить половину большого невыполненного списка.

6. Нагрузка. Нагрузки лучше всего распределять равномерно. Количество пунктов в твоих списках на каждый день должно быть равным.

 

Как воспитывать волю

  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
  2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть»,  — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе».
  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого — «человека привычки», от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

Несколько полезных установок в общении

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Как решать мысленные задачи

  1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
  2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
  3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
  4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
  5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
  6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

Как развивать свой ум

  1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
  2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
  3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
  4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
  5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
  6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
  7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют».

Девять заповедей Мнемозины

  1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
  2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
  3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
  4. 1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт».
  5. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
  6. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
  7. Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.
  8. Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  9. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
  10. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

Как совершенствовать свои способности

  1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
  2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% — дважды, а 20% — свыше двух раз.
  3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
  4. Гете сказал: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет». Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
  5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Как пользоваться своим воображением

  1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
  2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
  3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
  4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
  5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

Как управлять своими эмоциями

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
  2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

Как произвести первое положительное впечатление

  1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
  2. Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
  3. Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
  4. Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
  5. Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия «Рад видеть Вас», чем «Как поживаете?»
  6. Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
  7. Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
  8. Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
  9. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
  10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
  11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
  12. Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
  13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.
    • Положительная сторона учёбы в школе – ты начинаешь видеть свои сильные и слабые стороны.
    • Тот, кто при написании контрольной, сдачи экзаменов, рассчитывает на случай, шпаргалки или просто зазубривает материал, никогда не научится думать
    • Твоя успеваемость в большей мере зависит не от посторонних причин, а от самого себя, от твоего желания учиться, и добросовестного отношения к занятиям.
    • Не обескураживайся, когда тебе указывают на твои недостатки, отнесись к этому спокойно и постарайся извлечь для себя урок
    • Немаловажно следить за своим внешним видом, однако не стоит  это делать главным в жизни.
    • Не стоит расстраиваться, если ты не выглядишь как фотомодель или супермен, у тебя есть прекрасные качества и достоинства, которыми можно привлечь к себе внимание.
    • Думай хорошо, и тогда твои мысли созреют в добрые поступки.
    • Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям
    • Никто не знает придела своим возможностям. Не расстраивайся, если тебя по достоинству не оценили в настоящем. Преимущество мудрости в том, что ей принадлежит будущее.
    • Не «разбрасывай» время. Это самое ценное, что у тебя есть!
    • Самая дурная привычка у человека – оценивать, после того как потерял.
    • Общение с теми, у кого за плечами богатый жизненный опыт, предохранит тебя от однобокого взгляда на жизнь.
    • Не живи, как хочется, а живи, как надо. Люди должны жить по законам добра и гуманности.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Дайте ребенку отдохнуть. Выделите день для отдыха от школы или дополнительных занятий. Если вы видите, что ребенок начинает уставать, то выделите день для отдыха.
Учите ребенка обращаться за помощью. Помогите ребенку структурировать и понять полученную информацию, защититься от избыточного шума.
Учите ребенка говорить «нет». Объясните ребенку, что он имеет право отказать тому, кто как-то не так к нему прикасается. Если его соблазняют или предлагают что-то, что ему не нужно.
Научите ребенка определять самочувствие. Учите детей чувствовать сигналы перестимуляции и брать паузу для отдыха. Пауза всегда позволяет войти в контакт с самим собой и «переварить» накопленное.
Учите ребенка слушать свое тело. Поясните ребенку, что его тело может рассказать о напряжении, которое копится. Ему может не хватать тишины, покоя. Дайте возможность поговорить с кем-то, поплакать и сбросить накопившееся напряжение.
Найдите способы для расслабления. Поговорите с ребенком о том, что помогает ему восстанавливаться и расслабляться. Восстановление помогает вернуть затраченные силы, а наполнение — придает энергии.
Помните, что другой человек может уставать от того, что вам даже трудно представить. Если ребенок не хочет что-то делать, это не значит, что он ленится. Возможно, он просто устал или ему нужно больше времени, чтобы отдохнуть.

С учетом того, что понятия самостоятельности и ответственности неразрывно связаны между собой, необходимо и детей воспитывать в единстве самостоятельности и им ответственности. «Очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение, несет за него ответственность» 

 

Изучение динамики дезадаптационных проявлений у учащихся средних школ выявило, что большинство подростков не готовы к исполнению роли взрослого. Такое самосознание – это результат авторитарного, но бессистемного воспитания, где при постоянном давлении отсутствуют образцы приемлемого поведения, где требования формальны и нередко неразумны. В то же время более 40% изученных семей являются формальными, т.е. нет психологического единства.
Поэтому при работе по воспитанию ответственности у детей, одной из задач мы определили взаимодействие с родителями.
В подростковом возрасте дети стремятся быть самостоятельными, но нести ответственность за свои поступки не желают. В то же время родители с одной стороны хотят видеть детей самостоятельными и ответственными, с другой не дают им самостоятельности, контролируют каждый шаг. Роберт Т. и Джин Байярд отмечают, что подавляющее большинство родителей во всем мире строит свое поведение на основе идей: «Моя обязанность заботиться о моем ребенке»; «Моя обязанность руководить моим ребенком. А его обязанность следовать моим указаниям» и т.п. Мы видим, данные идеи воспитания сводятся к тому, что ребенок беспомощное существо, им нужно руководить и опекать его. Подобные идеи не способствуют воспитанию ответственности у детей, снижают их самостоятельность, самооценку и часто приводят к конфликтам со взрослыми.
Соотношение уровня ответственности по данным самооценки школьников и их родителей подтвердили данную идею. Чем больше родители опекают и контролируют своих детей, тем ниже их самостоятельность и ответственность.
Многие из существующих педагогических и психологических технологий, предполагающих развитие тех или иных качеств школьника, оказываются малоэффективными из-за:
1) недооценки реально существующих социальных условий (семьи, школы, социального окружения);
2) недоучета врожденных компонентов и наличного уровня развития личностных качеств у девочек и мальчиков;
3) рассмотрения формируемых качеств вне взаимосвязи перечисленных компонентов.
Учитывая все выше сказанное, необходимо начинать работу с диагностики начального уровня развития ответственности у подростков. При этом исходить из того, что основным звеном системы воспитания ответственности является семья. Именно в семье ребенок выполняет первые поручения, обязанности, именно в семье формируются первые нравственные убеждения. Многое при этом зависит от внутренней реакции ребенка на происходящее и от того, что закрепится в его сознании. Думается, что для этого необходимо длительное совершенствование характера ребенка и контроль над формированием соответствующих навыков. Мы считаем, для успешного формирования ответственности ребенка необходимо, чтобы он принял порученное ему задание, осознал важность и необходимость своей деятельности не только для самого себя, но и для окружающих.
Исходный уровень ответственности у школьников определяется на основе вопросника В.П. Прядеина. Кроме того, у испытуемого выясняется, что ему мешает быть ответственным и перед кем он несет ответственность. Одновременно проводится тестирование родителей, которые оценивали уровень ответственности своих детей по тому же вопроснику и отвечали на вопросы:
1. Что мешает вашему ребенку быть более ответственным?
2. Какие постоянные и временные поручения выполняет ваш ребенок?
3. Какие меры воздействия (наказания) вы допускаете в случае невыполнения ребенком своих обещаний?
Все полученные данные (самооценка ответственности учащимися и оценка уровня развития ответственности детей их родителями) делятся квартиль процентным способом на полярные группы. Получаются средние значения более ответственных и менее ответственных школьников и оценки их ответственности родителями.
По данным самооценка у ответственных учащихся трех классов (6, 9 и 10) оказалась выше, чем аналогичная оценка их родителями. При этом наибольшая разница оценки ответственности у учащихся 6 класса и она уменьшается к 10 классу. Сближение оценок ответственности учащимися и их родителями в 10 классе (разница 3,3 балла), по-видимому, можно объяснить процессами взросления школьников.
В группе менее ответственных учащихся наблюдается следующее: в 6 и 10 классах самооценка ниже, чем оценка родителей, а в 9 классе выше. Сравнивая оценки, выставленные родителями более ответственным детям, мы отмечаем картину, противоположную предыдущей. В 6 и 10 классах родители ставят оценку ответственности выше, чем их дети, а в 9 классе она совпадает. В группе менее ответственных испытуемых всех трех классов, учащиеся оценивают себя выше, чем их оценили родители. Другими словами, учащиеся не видят свою безответственность.
Сравнивая разницу данных между ответственными и менее ответственными учениками внутри одной возрастной группы, видим большую разницу в самооценке в 6 классе (16,8) и в оценке родителями (14,5). А в 9 классе – максимальное значение 21,3 балла в оценке учащихся их родителями, а самооценка – 10,5 балла. Соответственно в 10 классе самооценка 13,5 балла, а оценка родителями 7,3 балла. Другими словами, можно говорить о существенной разнице в оценке ответственности школьниками и их родителями в различных выделенных группах.
Проанализировав ответы учащихся и родителей на вопрос, что мешает им быть более ответственным, мы не смогли выделить разницу в ответах учащихся, попавших в группу более ответственных и менее ответственных. Наиболее часто встречающиеся ответы: лень, опека со стороны родителей, недоверие. Другими словами, качественные характеристики безответственности и ее причины одинаковы как у родителей, так и у их детей, Причем они не дифференцируются между группами более ответственных и менее ответственных детей.
В целом мы можем сделать следующие выводы:
1. Учащиеся, с низким уровнем ответственности, учатся не в полную силу, со стороны родителей в одних случаях существует чрезмерная опека, в других бесконтрольность. Постоянных поручений по дому у них нет.
2. Учащиеся с высокой степенью ответственности, как правило, учатся хорошо. Кроме общеобразовательной школы занимаются в музыкальной школе или посещают спортивные секции. Дома они имеют постоянные поручения – от наведения порядка в своей комнате до заботы о младших братьях и сестрах. Причем родители не боятся им поручать ответственные дела, например: могут оставить их с младшими детьми на несколько дней, попросить сделать крупные покупки и т.п. К их мнению в семье прислушиваются. Ответственные дети умеют более рационально распределять свое время, имеют стабильный режим дня. В группе малоответственных учащихся режима дня не придерживаются.
В заключение можно сказать, что если мы хотим видеть детей более ответственными, нужно избавлять их от излишней опеки, не бояться делегировать ответственность, давать возможность выбора, принятия самостоятельных решений, оценивать результат ответственных действий детей.
В работе с родителями необходимо использовать следующие формы:
1. Групповые родительские собрания. Помимо обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями о специфике развития подростков, родительские собрания преследовали цель стимуляции интереса родителей к своим детям, желание помочь им, научиться взаимодействовать при передаче ответственности детям.
2. На родительских собраниях сближается позиция учителей и родителей, разрешаются спорные вопросы.
3. Посещение родителями уроков (без предупреждения, добровольное по желанию и по вызову).
4. Индивидуальные консультации с родителями. Тематика консультаций определялась главным образом интересами родителей. Родителям мы старались помочь осознать необходимость передачи ответственности и самостоятельности детям.
Родителям предлагалось:
1. Замечать любые проявления своей привычки принимать решение за ребенка и начинать освобождаться, избавляться от нее.
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком. Уже в 11–12 лет ребенок начинает по-новому осознавать свою автономность и самостоятельность. Для детей важно понять, что они не являются чьими-то копиями, что они это они. «Какими бы не были ваши первые импульсивные переживания в связи с поведением ребенка, оставайтесь твердыми. Не забирайте рычаги управления в свои руки» (Байярд Р. и Д.) Родителям необходимо понять, что передача ребенку ответственности за его поведение дает ему возможность выработать наиболее верные формы поведения, позволяющие заботиться о себе и окружающих. Однако родители должны помнить, что дети с одной стороны требуют самостоятельности, с другой стороны не хотят нести ответственность за свои действия и поступки. В ряде случаев они будут стремиться к тому, чтобы родители забрали контроль над ними обратно, а следовательно и ответственность. Родителям необходимо научиться, не поддаваться на «провокации». «Если ребенку удастся вынудить вас сказать, как ему себя вести, заставить присматривать за ним, одобрять или не одобрять его поведение, тогда он уже не должен все это делать сам. Он теперь свободен от необходимости принимать собственное решение». Если продолжить мысль, то получится, что и ответственность за свое поведение ребенок не берет на себя, т.к. решение за него приняли взрослые.

В своей работе мы ставили одну из целей донести до родителей, что сами по себе дети ответственными не станут, их надо этому научить. Для родителей были разработаны анкеты, проводились беседы и индивидуальные консультации. Родителям детей с высокими показателями агармонических составляющих предлагалось выбрать детям обязанность, за которую они будут отвечать и от реализации которой зависят другие члены семьи.

Школьные занятия — это серьезное испытание для зрения детей. Увы, статистика четко показывает, что с каждым годом близорукость молодеет. Уже в начальных классах у 10% детей начинает падать зрение, а к концу обучения это число возрастает до 30-50%.
А вот дальнозоркость беспокоит школьников не так часто. Все дело в особенностях процесса обучения. В школе дети вынуждены чаще смотреть на объекты, расположенные вблизи: книги, тетради, альбомы. Добавьте сюда смартфоны, компьютеры и телевизоры. Поэтому близорукость встречается у детей чаще дальнозоркости.
Чтобы защитить здоровье школьника, нужно правильно организовать режим его дня. На повестке должны быть не только учеба, домашние уроки и отдых, но и гимнастика для глаз. Хорошо, если ребенок станет выполнять ее самостоятельно в школе и в перерывах при подготовке уроков.

 

Следует позаботиться, чтобы рабочий уголок школьника был удобным. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Не стоит экономить на освещении. Настольную лампу следует располагать слева для правшей. Ее мощность должна быть не менее 60 ватт. В вечернее время нужно включать и верхнее освещение.
При чтении или письме страница должна находиться не ближе 40 см от глаз. Школьник не должен ссутулиться за столом. Ни в коем случае нельзя читать лежа или во время езды в транспорте: из-за отсутствия достаточного количества света и вибрации это сильнее утомляет глаза. Проследите, чтобы ребенок привык читать и писать правильно.
И, конечно, школьник должен сбалансировано питаться и быть физически активным. Многие виды спорта, где травмы головы маловероятны, а также прогулки на свежем воздухе положительно влияют на глазной аппарат. Продукты, в которых есть белок, кальций, селен и витамины А, Е, С полезны для глаз.

Выбор освещения для письменного стола школьника

Конечно, лучший вариант для здоровья глаз — не лампа, а естественное освещение. Но в нашем климате это сложно сделать, да и планировка жилья не всегда позволяет. Как же сформировать освещение, которое компенсирует нехватку солнечного света
Поставьте несколько источников света в комнате. Пусть будет не только потолочный светильник, настольная лампа и ночник (если речь о детской), но и торшеры около стола.
Освещение с большим количеством теней и бликов вредит глазам. Следует выбирать настольную лампу, которая создает ровный и мягкий свет. При этом оптимальная мощность света – 60-100 Вт.
Лучше использовать светодиодные лампы: они не накаливаются и не нагреваются. Это полезно и для ребенка — у него не будет болеть голова от излучения лампы, и для самой настольной лампы — она прослужит дольше.
Выбирайте лампочки теплого белого света: их цветовой спектр во много схож с утренним и вечерним светом солнца. Такой свет не будет сбивать ритмы организма и не разгонит сон во время вечернего выполнения заданий.
Чем больше поверхность рабочего стола, тем крупнее должна быть лампа. Она должна быть в состоянии освещать весь стол или большую его часть. При этом высота лампы может быть 35-50 см.
Самые удобные настольные лампы — на гнущейся ножке. Они позволяют регулировать распространение света.

Любите своего ребенка таким, какой он есть, а не за его достижения и победы.
• Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самой собой: каким он  был  вчера и какой стал  сегодня.
• Не следует постоянно опекать ребенка. Будьте уверены, что он сам  сможет преодолеть большинство трудностей.
• Ни в коем случае не ругайте и не оскорбляйте ребенка, тем более в присутствии чужих людей. Уважайте чувства и мысли своего сына или дочери. На жалобы со стороны окружающих отвечайте так: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
• Научите ребенка говорить о своих проблемах, искренне интересуйтесь его мнением и позицией.

• Постоянно общайтесь с ребенком. Ваши отношения должны основываться на доверии. Ребенок должен чувствовать, что его детские проблемы вам интересны.
• Помогайте ребенку выполнять то, с чем он не может справиться сам.
• Никогда не бейте ребенка: это не приносит желаемого результата, а лишь делает его агрессивным.
•  Осуждайте не самого ребенка, а его вину.
• Не расхваливайте ребенка незаслуженно, но и не забывайте поощрять его, если он это заслужил. Главное — оценить усилия ребенка, а не хвалить его самого, его характер. Хвалите словом, улыбкой, лаской.
• Учите ребенка анализировать свои ошибки.
• Не пытайтесь все делать вместо ребенка, дайте ему определенную свободу, чтобы он мог действовать открыто. Помните: ребенок имеет право на самостоятельность.
• Проводите с ребенком свободное время, помогите ему развивать свои способности.
• Не стройте взаимоотношения на запретах: всегда объясняйте причину и цель ваших требований.
• Будьте терпеливы к вашему ребенку. Старайтесь отвечать на все его вопросы и никогда не говорите, что он много спрашивает.

Замечено, что чаще всего болеют младшие школьники в возрасте 7-10 лет и подростки 12-17 лет. В большей степени у них страдают нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и костно-мышечная системы. Так, наиболее распространенными заболеваниями являются синдром нейроциркуляторной дистонии, бронхиальная астма, частые респираторные инфекции, нарушение осанки, неврозы.

Чтобы школьник рос здоровым и хорошо учился, необходимо соблюдать режим дня, много двигаться, полноценно питаться, выполнять санитарно-гигиенические правила. Так, например, первоклассники должны учиться не более 20 часов в неделю, ученики 2-4-х классов — 22-24 часа, 5-8-х классов — 30 часов, 9-11-х классов-31 час.

Для подготовки домашних заданий детям 1-го класса необходимо отводить не более 1 часа, 2-го класса — 1,5 часа, 3-4-х классов — 2 часа, 5-6-х классов — 3 часа, 7-го класса — 3,5 часа, 8-11-х классов — 4-4,5 часа. Причем выполнять уроки дома желательно во второй пик повышения суточной работоспособности, между 16-18 часами. И обязательно нужно устраивать каждые 30 минут десятиминутный отдых.

Послеобеденное время каждому школьнику желательно проводить на свежем воздухе. Если же ребенок учится во вторую смену, то гулять на улице лучше до начала школьного обучения.
Ни дня без зарядки и здорового образа жизни школьника! Пусть ребенок найдет себе занятие по душе: танцы, плавание, бег, борьба. Девочки физической нагрузке должны уделять 5-12 часов в неделю, мальчики -7-15 часов. Родители могут также активно привлекать детей к домашнему труду.
Телевизор — не лучший союзник здорового режима! Просмотр ребенком телевизионных передач и работы с компьютером ограничивается для младших школьников 1 часом, для детей 10-14 лет- 1,5 часа, для подростков — 2 часами. Смотреть телевизор можно только на расстоянии 3-5 метров. Крепкий и продолжительный ночной сон — залог бодрого дня! Детям 6-10 лет необходимо спать не менее 10 часов, 11-14 лет — 9 часов, для более старших — 8 часов. Отходить ко сну и вставать желательно в одно и то же время. Кровать выбирайте для ребенка полужесткую, подушку — небольшую и не слишком мягкую.
Большое значение для укрепления организма имеет состояние кишечника. Обязательно у ребенка должны быть полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Чтобы кишечник работал хорошо, старайтесь, чтобы школьник пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой (фрукты, овощи). Также полезно хотя бы раз в год пропить месячный профилактический курс отвара овса.
Активными стимуляторами иммунитета являются антиоксиданты.
Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла.
Укрепляют иммунитет растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, родиолы розовой. Естественно, подбирать нужное средство, схему профилактического курса и дозировку должен врач.
Лечебная гимнастика защищает от простудных заболеваний.Когда ребенок чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения улучшает кровоток, лимфоток, глотка очищается от застойной слизи.
Полезно разминать каждое утро шею. Попросите ребенка медленно вращать головой вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления.

Укрепляйте дыхательную систему. Научите школьника мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж развивает естественные защитные силы бронхолегочных отделов.
Здоровье школьника в руках его родителей! Мотивируйте свое чадо больше гулять на свежем воздухе, плавать в бассейне, принимать солнечные ванны. Проводите с ребенком контрастные обливания ног и всего тела, ходите регулярно в сауну, баню, держите почаще открытыми форточки.

Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.
1. Старайтесь высказывать своё личное мнение: «Мне нравится…». « Я ценю.. .», «Мне здорово помогло.. .» (вместо: «У тебя великолепно получается…», («У тебя получается лучше, чем у …»). Дети в состоянии воспринять вашу искреннюю реакцию на свои действия, но могут растеряться или почувствовать себя неловко получая явно завышенную оценку, которую ещё предстоит оправдать.

2. Демонстрируйте уверенность в способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты на выходные выбил ковры они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Но не так: «Для твоего возраста у тебя неплохо получается» или «Превосходный рисунок». Другими словами, дайте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Неплохо при этом задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.

3. Отмечайте, насколько трудной была работа, которую сделал ваш ребёнок. «Земля такая твёрдая!» вместо: «Ну, ты силён вскопать такую грядку!» Пусть он сам додумает, что вы оставили между строк.

4. Замечайте, успехи и старания ребёнка. «А ведь ещё месяц назад ты мог один раз туда и обратно!» «Ты целый час над этим проработал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» В нашем мире слишком много внимания уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».

5. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Простое выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», или просьба помочь: «ТЫ не пособишь мне…» может значить для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный».

6. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.

Итак, старайтесь подчёркивать важность стараний, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), существенность результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах.

  • Индивидуальный подход к ребёнку.
  • Необходимо знать индивидуальные особенности каждого возрастного этапа.
  • Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
  • В игре с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
  • Во взаимодействие с Вашим ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
  • Развивайте наблюдательность.
  • Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
  • Создайте доступные для вашего ребёнка проблемные ситуации.
  • В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
  • Создайте для своего ребёнка предметную среду. Не специфичность предметов играет роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
  • Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
  • Проводите работу с вашим ребёнком систематически, и для вас будет открыта дверь индивидуального мира вашего ребёнка.
  • Ребенок с речевыми проблемами.

    1. Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.
    2. Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.
    3. Поощряйте его общение с другими детьми.
    4. Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях.
    5. Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

    Ребенок с нарушением самооценки.

    1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
    2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
    3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
    4. Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка.
    5. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может достичь этого.
    6. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
    7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.  Сравнивайте его с самим собой.
    8. Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.

    Замкнутый ребенок.

    1. Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
    2. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека.
    3. Наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно входе вашего общения с ребенком.

    Агрессивный ребенок

    1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
    2. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах.
    3. Пусть ваш ребенок в каждый момент чувствует, что вы любите и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

    Конфликтный ребенок.

    1. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос.
    2. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
    3. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту.
    4. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения.
    5. Не всегда следует вмешиваться  в ссоры детей. Иногда лучше понаблюдать за конфликтом, так как дети сами смогут найти общий язык.

  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать,
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают — он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится
    находить в этом мире любовь.
  • Правило первое.
    Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и гак
    Правило второе.
    Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
    Правило третье.

    Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
    Правило четвертое.
    Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
    Правило пятое.
    Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

    Свод законов, которые помогают преодолеть трудности в поведении ребенка

    Закон 1.
    Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
    Закон 2.
    Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
    Закон 3.
    Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
    Закон 4.
    Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
    Закон 5.
    Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
    Закон 6.
    Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.