Рефлексивный отчёт по проведению Lesson Study

Использование стратегий критического мышления, диалогического обучения и ИКТ на уроках с целью повышения мотивации учащихся

Класс: 8С

Учителя, которые проводили уроки:

Учитель русского языка: Стожарова Юлия Борисовна

Учитель английского языка: Герасименко Евгения Сергеевна

Учитель химии: Джумагулова Алма Ташеновна

Остальные участники группы: Наблюдатели

Одним из видов сетевого взаимодействия может являться взаимодействие с использованием подхода Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения, как способа развития профессионализма учителей. Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.

Начиная работу  по внедрению Lesson Study, все  свои действия, мы разбили на несколько шагов:

Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Проведение коучингов для коллектива группы.

Шаг 2: Формирование группы. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study: выбран класс и учителя, преподающие в нем. Всего в группе – 10 человек. Группа работала по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имели равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области. 

Данные тема и класс для Lesson Study были выбраны неслучайно. 8С класс является немногочисленным классом  (в классе всего 15 учеников), следует отметить высокий интеллектуальный потенциал класса, но, тем не менее, большинство классного коллектива – это ученики с низкой мотивацией. Очень сложно учителям, работающим в данном классе, вовлечь всех учащихся в учебный процесс  на уроке, некоторые учащиеся не собраны, обладают рассеянным вниманием, не могут сконцентрироваться долгое время на уроке. Во время урока дети не всегда активны, создается впечатление, что они не испытывают никакого желания узнавать и познавать что-то новое на уроках. Также имеются проблемы в выполнении домашнего задания.

Во время обсуждения педагогами была определена тема Lesson Study и разработаны планы  уроков. Цель: провести наблюдение за учениками с разной мотивацией при использовании стратегий критического мышления, диалогического обучения и использования ИКТ.

Учителя данной группы хотели в своем исследовании:

  • увидеть обучение учеников в реальности;
  • обратить внимание на проблемы детей, существующие в классе и обучении;
  • выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие  учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного  учителя, а реально существующих детей.

Ожидаемые результаты: анализ проведенных уроков, создание рекомендаций по улучшению преподавания, создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой  группы  с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Шаг 4: Планирование Lesson Study.   Выбор «исследуемых» учеников.

Для наблюдения были выделены следующие группы учеников:

Группа А – Оразбаева Аружан и Ким Мария – учащиеся с высокой мотивацией

Группа В – Мухамбетжанов Хамза и Тамабаев Тимур – ученики со средней мотивацией

Группа С —  Камалова Жулдызай и Хибашев Артур —  с низкой мотивацией

На первой встрече учителя, которые проводил урок выбрали «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. Была дана характеристика детям. Учителя —  наблюдатели фиксировали информацию о своих «подопечных».

Группой был совместно разработан план  первого урока. Каждый этап урока был разработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) были отмечены ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?

Шаг 5. Проведение Lesson Study.

Итак, первый исследовательский урок был уроком русского языка. Наблюдатели вели схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы, действия учеников. Собирали весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока. Коллегами было отмечено, что очень интересно понаблюдать за учениками, у которых ты преподаешь и на других уроках. Порой здесь ты видишь ребенка с другой стороны.

Следующий урок был урок английского языка, а потом урок химии, именно в такой последовательности проводились данные уроки. После уроков также учителя проводили опрос с учениками.

Ряд предполагаемых вопросов:

  • Что тебе больше понравилось на уроке?
  • Чему ты научился?
  • Какой этап урока понравился?
  • Если бы этот урок проводился в другом классе, что бы ты изменил?

При опросе учеников («Голос ученика»)  было выяснено, что ребёнку было понятно, а какие задания остаются сложными. На сколько нравится работа в группе и в паре и почему.

Шаг 6. Анализ Lesson Study.

Один из наиболее ценных  этапов в проведении исследования. Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако,  в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.  В ходе обсуждения были даны различные рекомендации.

Учителя отметили, что не все любят работать в групповой и парной работе. Более сильные ученики не всегда хотят работать со слабыми,  или им очень сложно распределить обязанности в группе, или они хотят все сделать сами, опасаясь, что слабый ученик не справится с заданием для группы, некоторым сильным ученикам комфортно работать в одиночестве, или они не принимают точку зрения другого ученика в силу уверенности в своей правоте. Средним и слабым ученикам достаточно комфортно в групповой работе, но некоторые ученики все таки ждут, когда другие одноклассники ответят на вопрос, испытывая нежелание  или неуверенность при ответе.

Следует отметить, как важна правильная  постановка вопросов учителя, которая поможет ученикам самостоятельно прийти к выводу или натолкнуть на правильный ответ. Как показало наблюдение именно вопросы «высокого» порядка заставляют всех детей думать, активизируются даже ученики с низкой мотивацией. Но в то же время вопросы низкого порядка дают ощутить слабым ученикам ситуацию успеха.

Также, следует отметить, что использование ИКТ как минимум сосредотачивает внимание учеников с разным видом  мотивации на некоторое время, ученики с удовольствием используют свое «мобильное устройство», чтобы найти информацию в Интернете, обращают внимание на ИАД, это как смена декораций на уроке.

Также на уроке должны присутсвовать попеременно теоретическая и практическая часть, как показало наблюдение, практическая часть подключает всех детей, а теоретическая часть урока, когда нужно долго слушать учителя сложна для учеников с низкой мотивацией.

Также группа учителей пришла к выводу, что если ученик не желает самостоятельно принимать активное участие на уроке, учитель должен стараться охватить всех учеников, возможно, персонализируя или переадресовывая  свои вопросы  ученикам.

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

Шаг 7. Представление материалов Lesson Study коллегам.

Все материалы исследования были представлены коллегам методического объединения. В третьей четверти планируется проведение еще одного Lesson Study.

Методика подхода Lesson Study эффективна. Группа учителей, работающая по  Lesson Study отметили, что:

была возможность видеть обучение детей, более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

увидели разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

Lesson Study побуждает проверять свои предположения и убеждения

стали понимать, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

реализовывать подход Lesson Study  в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы, способствует обширному диалогу между учителями. Воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие.

Lesson Study побуждало проверять свои предположения и убеждения.

Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретном классе. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.

Рекомендации:

  1. Учителям, преподающим в данном классе, продолжать использовать стратегию критического мышления, диалогического обучения и ИКТ, так как они положительно повлияли на мотивацию детей.
  2. Особое внимание уделить развитию монологической речи учеников, так как обновленное содержание образования предполагает свободно выражать свою точку зрения.
  3. Рекомендации ученикам:

Камалова Жулдызай – проблема с установлением эмоциональной связи с учителями. Разработать стратегии по развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Хибашев Артур — выработать систему проверки домашних заданий, ежеурочный контроль.

Тамабаев Тимур и Мухамбетжанов Хамза – использовать задания алгоритмического и творческого уровня. Хамза – следить за взаимоотношениями между с одноклассниками в период адаптации.

Ким Мария и Оразбаева Аружан – предоставлять им роль ассистентов учителя. Использовать потенциал детей в процессе составления заданий.