Обучение через PBL

Формирование знаний происходит, когда ученики исследуют проблемы, занимают позиции, обсуждают идеи, отражают и переоценивают их положения, и наконец приходят к синтезируемому или сформированному результату.

Piagent (1970) предположил, что одно из побуждений для интеллектуального развития является ‘познавательным конфликтом’, который возникает между познанием ребенком мира и пониманием этого. Именно этот ‘конфликт’, — борьба, которую учащиеся имеют, когда сталкиваются с пробелами в знаниях, которые они должны восполнить, чтобы решить проблему.

PBL, основывался на подходе, при котором ученик находится в центре процесса обучения. Президентская Американская Психологическая Ассоциация в Образовании обрисовывала в общих чертах, что основательное знание и понимание связано с 12 принципами обучаемого, которые были преобразованы Alexander & Murphy (1994) в 5 измерений значащего изучения.

Это: (1) база знаний (формирование знания), (2) исполнительный контроль (самостоятельное обучение), (3) побуждение и деятельность, (4) развитие индивидуальных различий в изучении и (5) важность социальных и контекстуальных факторов в изучении. Silins & Murray Harvey (1994) утверждает, что хорошо разработанный и облегченный учебный план PBL, должен быть сосредоточен на принципах учета психологических особенностей учеников.

 Актуальность :

PBL находится в струе конструктивиста, изучающего жанр, поскольку оно, как считают, совместимо с конструктивизмом, хотя его теоретические корни происходят от различных теорий изучения, включая когнитивную и гуманистическую теории, и основанную на изучении через опыт. Помимо использования проблемы как центра среды обучения, проект курса PBL также вовлекает обеспечение учащихся объяснительными и интеллектуальными системами поддержки, которые позволяют построить процесс обучения. При PBL учитель выступает в роли помощника. В процессе решения проблемы учениками, учитель оказывает помощь при обсуждении, подсказывает какую литературу необходимо использовать. Такая помощь в процессе решения задачи может принимать форму семинаров, консультаций, обсуждения проблемы помощником и членами команды.

Цель : 

Развитие интеллектуально- творческого потенциала личности  учащихся через реализацию  метода  PBL .

 Задачи: 

1. Развитие иследовательских и комуканивных навыков учащихся

2. Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы

3. Формирование навыков решение социальных прблем через фундаментальные знания .

 Метод проблемного обучения (Problem Based Learning, PBL) – научить учащихся самостоятельно находить решения профессиональных проблем. Преподаватель ставит перед группой задачу и дает полную свободу действий, ограничиваясь ролью активного наблюдателя. Студенты сами решают, какая информация нужна для выполнения задания, где ее получить и как применить.

Занятия PBL проходят раз или два в неделю, в группах по 4-5 человек. Решение задачи разделено на 7 шагов:

  • Шаг 1: изучение теории вопроса по учебникам, в мультимедийной библиотеке вуза и интернете.
  • Шаг 2: определение сути проблемы и желаемого результата.
  • Шаг 3: мозговой штурм. Студенты рассматривают проблему со всех сторон и делятся идеями по ее решению.
  • Шаг 4: приведение идей к наглядной форме, составление списка из вариантов решения задачи.
  • Шаг 5: презентация и проработка списка, распределение тем по группе для проведения самостоятельной работы.
  • Шаг 6: индивидуальное изучение вариантов решений в интернете и университетской библиотеке между занятиями PBL.
  • Шаг 7: обмен информацией и выбор оптимального решения проблемы. На этом же занятии студенты получают новое задание и переходят к шагу 1.

Итог: каждый учащийся узнает что-то новое, получает опыт решения профессиональной проблемы и учится работать в команде и самостоятельно, что помогает подготовиться к будущей карьере.

PBL служит прекрасным дополнением к основному учебному плану.

 Ожидаемый результат : У ученик, участвующий в PBL,  сформирует свое собственное понимание решения проблемы, сравнит его с решениями сверстников и усовершенствует их собственное решение, приобретет опыт в процессе решения проблемы. Личностный рост   и осознание значимости  для общества.

План работы  Школы по PBL

 
Мероприятие Цель Вид  работы Сроки проведения Ответственные
1 Обучение по PBL Ознакомление  педагогов с методом PBL круглый стол 2 неделя сентября Зам директора по воспитательной работе              Тусенов М.С. Антощук Л.Г.
2 Утверждение   плана работы Реализация проекта . Заседание творческой группы сентябрь Зам. директора  Антощук Л.Г.
3 PBL на уроках английского и казахского  языка Формирование исследовательских навыком учащихся   урок – конференция октябрь Герасименко Е.С. учитель  английского языка  Акижанова И.К. учитель казахского языка
4  PBL на уроках физики и химии Формирование исследовательских навыком учащихся   урок – конференция ноябрь   декабрь  Бадаева Л.С. учитель физики . Джумагулова Алма Ташенова учитль химии
5 Город – село  Распространить опыт работы по проекту PBL круглый стол   3 неделя января Зам директора Антощук Л.Г. Испулаева А.Б.
6 PBL на уроках математики и истории Формирование исследовательских навыком учащихся   урок – конференция  февраль       март  Тусенов М.С. , Аблай Н,Д., Бектурсынова А.М. учителя математики.    Хамит Н.Е. учитель истории
7 Конференция  по PBL Отчет    Выставка проектов апрель  Зам. Директора Антощук Л.Г. Тусенов М.С.